Иногда труднее всего бывает увидеть то, что лежит под самым носом. Примерно так получилось у меня с фильмом «Один дома». Много лет я видел в нем все что угодно, кроме главного смысла этой рождественской сказки. Хотя смысл ее заботливые авторы (очевидно, как раз для таких, как я) специально вынесли в название фильма. Но чтобы правильно прочитать два этих простых слова, мне понадобилось почти четверть века.
Сначала я воспринимал фильм как современный вариант рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», переделанного в рождественскую историю. У О. Генри речь идет о том, как один энергичный мальчишка может довести до сердечного приступа двоих незадачливых взрослых-меланхоликов, в недобрый для себя час решивших заняться похищением детей.
В фильме «Один дома» маленький герой точно так же выходит на тропу войны с тупыми взрослыми бандитами и тоже ведет эту войну классическими индейскими методами: хитроумными ловушками, засадами, самострелами, капканами и прочей следопытской атрибутикой. А поскольку в рождественской истории обязательно должна быть какая-то мораль, к этому экшену про малолетнего Рэмбо сценаристы пристроили нравоучительный сюжет: мальчик плохо себе ведет, его наказывают, он обижается и говорит своим домашним: «Хоть бы вас всех не стало». Далее чудесным образом это его пожелание исполняется: он остается в доме совершенно один, переживает серьезные испытания и в итоге приходит к выводу, что главная ценность для человека – это его семья.
Короче, обычная, хорошо сделанная комедия положений с легким оттенком нравоучительности, о чем тут еще говорить? А говорить есть о чем, и даже очень.
Теперь я вижу в этом фильме еще один смысловой пласт, на мой взгляд, главный и настолько очевидный, что его можно и не заметить как раз в силу этой очевидности.
Главный герой – мальчик Кевин – оказался дома один совсем не тогда, когда его суетливая семья впопыхах забыла о нем, собираясь на самолет. Он просто – один дома. Один среди родных людей, которые почему-то отвергли его, отказались делить с ним тепло и радость взаимного общения. Он один, хотя рядом братья и сестры, милая мама и мужественный отец. Но что в этом толку, если братья и сестры способны его только унижать, а родители вечно заняты своими делами и обращают на Кевина внимание, лишь когда он пытается защитить себя от издевательств старшего брата, негодяя и лицемера, да и в этих случаях все заканчивается тем, что родители неизменно встают на сторону обидчика.
И речь ведь идет не о каком-то замкнутом ребенке, не умеющем выстраивать отношения с другими людьми. Главный герой фильма открыт для дружбы и нормального общения. Он способен мгновенно находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми – от хозяина сети магазинов игрушек до бездомных в Центральном Парке. Он легко адаптируется в самых неожиданных ситуациях, искренне выражает свои мысли и чувства, готов прийти на помощь, проявляет уважение к другим, дорожит уже сложившейся дружбой.
Но все это – только с чужими людьми за пределами семьи. Дома он до боли одинок. И нет никаких сомнений, что причиной тому отнюдь не сам Кевин. Все его попытки выстраивания контакта с родными немедленно обрываются этими родными самым беспардонным образом.
Даже после возвращения семьи домой, радостной встречи, маминых обнимашек и взаимных признаний в любви мальчик тут же получает привычную порцию насмешек и издевательств. Напомню суть конфликта: семья внезапно приезжает из другого города, мама беспокоится о том, что по дороге не успели купить молока для завтрака. Кевин, желая порадовать родных, говорит, что уже сходил в магазин и купил продукты.
И тут начинается сцена, которая в полной мере раскрывает название фильма. Вместо элементарной благодарности самые близкие люди выливают на него очередную порцию унизительных реплик:
– Я сходил вчера в магазин.
– Ты? В магазин?
– Да. Я принес молоко, яйца и ополаскиватель для белья.
– Что? Ты шутишь? А чем ты ещё занимался, пока нас не было?
– Он просто болтался.
– Он ходил в магазин? Да он не может даже шнурки завязать. Поверить не могу!
Все. Кевин снова один дома. Настоящее одиночество начинается для него с приездом родителей, братьев и сестер. И лишь во время их отсутствия Кевин может жить нормальной жизнью человека, ищущего любви и отдающего свою любовь тем, кто готов ее принять.
Наученный собственным горьким опытом отвержения в семье, он хорошо понимает других людей, отвергнутых близкими. Старик-дворник, которого сын много лет назад за что-то вычеркнул из своей жизни, бездомная женщина-голубятница с сердцем, разбитым несчастной любовью и предательством, – эти сломленные, давно уже потухшие взрослые люди вдруг чудесным образом начинают оживать, когда в их жизнь входит Кевин с его немудреными, но искренними словами поддержки.
И в какой-то момент вдруг понимаешь, что не слова были для них главными, а любовь и сострадание этого жизнерадостного, не по годам мудрого мальчика.
…Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. В фильме «Один дома» показана парадоксальная ситуация, когда главный герой готов оказывать милость своим родным, но они с каким-то иррациональным упорством не желают ее принимать. И тогда он отправляется на поиски тех, кто готов стать ему ближними, то есть принять его любовь и заботу.
В рождественской истории обязательно должно присутствовать чудо. И мне думается, таким чудом в фильме оказался сам Кевин: его чистая душа и сердце, открытое для каждого, кто нуждается в помощи.
В финале первой части Кевин, радостно улыбаясь, смотрит из окна, как к старику-соседу, внявшему его советам, приехал сын с женой и внуками, как одинокий человек, наконец, обретает семью. В финале второй серии, оставив семью в отеле потрошить заработанные им подарки, бежит в парк к бездомной женщине, чтобы поздравить ее с Рождеством и подарить ей елочную игрушку-горлицу как символ своей дружбы.
Ближними для него оказались те, кому было еще более одиноко, чем ему самому, и кому Кевин помог вырваться из плена этого одиночества. А у себя дома он по-прежнему остался один.
Вот такой смысл увиделся мне в этом старом рождественском фильме. И еще показалось, что его авторы хотели сказать зрителям: «Люди, оглянитесь вокруг, нет ли и в вашей семье тех, кто живет один дома, подобно Кевину? Вдруг и среди ваших близких найдутся те, кого вы почему-то отвергли, обрекая на одиночество в кругу собственной семьи. Смените гнев на милость, дайте им возможность любить вас и быть любимыми вами».
Сам Бог сказал …Нехорошо человеку быть одному. И уж совсем нехорошо, когда человек оказывается один дома, среди родных ему людей.
Скопипастил в общем где то, смотрю как быстро зайдет в поиск и пролезет ли поверх других однотипных статей из Фейсбук…
14 комментариев
Все это было на поверхности, было видно и понятно, единственно,не облечено словами, как это сделал автор
Я этот смысл поняла сразу после первого просмотра фильма, такова действительность американского общества и как продолжение этой действительности печальная судьба самого актёра Маколея Калкина, который как и его герой остался один, один в этом Мире.
Зачем тратить столько чернил, рассуждая, как Вам кажется, о ВЕЛИКОМ. Это просто фильм. И не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате. Мы прям — всё философы
Согласна, совсем недавно ареала как жаль этого мальчика, его никто не слышит, не верит и все шишки на него
Мне понравилось! Вы во многом правы! ? Часто бывает, что за заботой о финансовой стороне жизни семьи, теряется связь между родными. И кто-то обязательно страдает сильнее ибо слабее по природе своей. ?
Автор смотрел фильм невнимательно. Кевин любим родителями и, скорее всего, как и все младшие дети в семье, избалован. В первой же части старшая сестра говорит ему «Не беспокойся, Кевин. Мамочка все за тебя соберёт»(имеется ввиду чемодан).А во второй части, на рождественском вечере, мать Кевина привлекает внимание всей семьи к тому, что именно сейчас будет соло Кевина, выделяя его из всех остальных. Не надо пытаться искать в доброй, рождественской комедии скрытый, нелицеприятный смысл.
У каждого свое мнение, но пошла реакция, люди задумались и каждый увидел свое зеркало, спасибо за публикацию
Эко Вы далеко копнули. А я прямо вот возьму и соглашусь… И это же прекрасно, когда даже в маленьком и забавном человек находит глубокое и мудрое. Спасибо за мысли. Очень трогательные и важные…
Узнала в себе Кевина. На самом деле чувствуешь очень одиноко находясь в кругу семьи, но как то тепло в окружении совсем чужих людей.
Кидайте в меня тапками, но Кевин очень даже бесючтй мальчик. Паршивая, овца в семье. Не желает мимикрировать и ловить вайб своей семьи. А ведь это тоже навык выживания. Пару сотен лет назад его бы «случайно» потеряли в лесу. В современной реальности просто тюкают ща то, что в очередной раз накосорезил. И видимо, всё настолько привыкли, что он косорезит, что уже даже лень разбираться кто там реально виноват.
Бред… Зачем искать в хорошей рождественской комедии двойное, тем более если его там нет. Уверен, что автор не веладывал глубинный подтекст в развлекательный фильм, а люди которые пытаются его там найти… ну видимо у них уйма времени и больше нечем себя занять.
Поражают люди в коментариях, которые пишут: «не надо копаться», «бред», «зачем тратить столько чернил». Автор несколько раз подчеркнул, что это то, как он увидел, что откликнулось в нем. Себе указывайте, что и как надо воспринимать и не лезьте судить чужие представления. Не нравится — не читайте. Хотите выразить свое мнение — будьте корректны.
Сильный анализ , ничего не скажешь
Статья с пикабу
В разных переводах разный смысл
В оригинале наиболее правдоподобно звучит — если понимаете язык оригинала, его угнетали- но там нет этого посыла
Автор — много букв но кто не читал — ничего не потерял